55 лет пластинке!
Aretha Franklin - I Never Loved a Man the Way I Love You (1967)
Soul / R&B (USA)
Слушать весь альбом: vk.cc/6f6MCx
Эту пластинку критики не сильно жаловали в момент ее выпуска. Журнал Rolling Stone и другие влиятельные издания называли её скучной, недостаточно универсальной, недопродюсированной и, не поверите, откровенно слабой. Потребовалась пара десятков лет, чтобы справедливость восторжествовала, и репутация альбома была полностью реабилитирована. Теперь те же самые источники, осыпая красивыми похвалами, включают его в свои рейтинги "Величайших записей всех времен". Вот уж непредсказуемый мир!
Заметим, что обычные слушатели оказались намного прозорливей, и быстро раскусили "I've Never Loved A Man (The Way I Love You)" Ареты Франклин. Пластинка с первой недели произвела фурор в чартах, показав лучший результат за всю её карьеру: три недели на 2-м месте Billboard и 14 недель на вершине R&B Albums Chart. По итогам 1967 г. альбом получил золотой статус за 2 млн.проданных копий. Синглы оккупировали чарты, заняв 9-е ("I've Never Loved A Man (The Way I Love You)") и 1-е места ("Respect"). В тот год певицу наконец настигло признание, которого она заслуживала, и случилось это так…
В январе 1967 г. 24-летняя Арета Франклин переступила порог студии FAME в Muscle Shoals, штат Алабама. За три месяца до этого певица ушла из Columbia Records и подписала контракт с Atlantic, куда её переманил продюсер записей Рэя Чарльза Джерри Векслер. Позади остались шесть лет упорной работы и целых девять пластинок, но это внушительное количество так и не смогло перейти в качество, и обширный каталог не принес певице каких-либо дивидендов. Кажется, лейбл и сам был рад избавиться от артистки, не поддававшейся продюсерскому влиянию - испробовав всё, от джаза до легкой поп-музыки, из неё так и не удалось слепить новую Дину Вашингтон. Векслер зашел с противоположной стороны, решив дать молодой Арете раскрыться и делать то, что она хочет.
Тот день стал первым и последним для Ареты в стенах студии в Алабаме, но даже из него певице удалось выжать по максимуму. Они начали с записи "I've Never Loved A Man (The Way I Love You)", и тут же оказались в тупике. Поскольку не было четкой партитуры, музыканты не представляли, как можно обыграть эту композицию с её вальсирующим ритмом, и Джерри Векслер, предвидевший такой поворот, попросил Франклин наиграть песню на фортепиано. Участники группы, собранной для записи, понятия не имели, кто находится перед ними – накануне им дали одну из её пластинок, но они даже не сумели дослушать её до конца. "Мне показалось, что это обычная фоновая музыка для коктейль-бара. Если честно, мне такое было совсем не интересно", - вспоминал Спунер Олдхэм, штатный пианист FAME. По его словам, группа была не в восторге от развития событий: "Мы были опытными игроками, и лучшим способом работы с нами было просто позволить нам делать своё дело. Я тогда подумал, что мы с ней не сработаемся". К счастью, вышло иначе. После нескольких часов импровизаций клавишник наткнулся на фортепианную фразу, которая начала складываться в начальный рифф, и за два дубля созрела четкая музыкальная линия, под которую подстроилась остальная группа.
Нелегко пришлось и самой Арете. Если раньше она просто пела, то теперь должна была аккомпанировать себе, что потребовало от артистки большого технического мастерства. Кроме того, так как партия инструмента подавалась на вокальный микрофон, то и дело возникали неполадки со звуком, и на этапе продакшена звукорежиссер и вся команда столкнулись с проблемами. И всё же результат оказался блестящим - Франклин пела и играла на пианино в сопровождении ритм-секции, а музыканты присоединялись на ходу, и так, за считанные дубли родилась знаменитая песня "I've Never Loved A Man (The Way I Love You)".
Далее по списку следовала "Do Right Woman, Do Right Man", которую Арета не успела выучить, поэтому группа собиралась продолжить на следующий день, но произошло следующее… Один из музыкантов, трубач по имени Кен Лэкстон, изрядно подвыпив, принялся отпускать шутки по поводу цвета кожи Ареты (к слову, в группе не было ни одного темнокожего участника), а супруг певицы Тед Уайт не стал их терпеть. Произошла громкая ссора, и трубача сразу же уволили, а обиженная пара уехала в мотель. Когда на следующий день музыканты приехали на студию, на двери висела табличка "Сессия отменена".
После инцидента Арета Франклин наотрез отказывалась возвращаться в Muscle Shoals, и тогда Джерри Векслер, спустя неделю уговоров, перенес сессии в Нью-Йорк, заодно прихватив с собой всю команду студийных музыкантов. Владелец FAME Рик Холл пребывал в бешенстве, так и не сумев помешать планам лейбла, и остальные песни для альбома записывались уже в Atlantic Recording Studios. Оставив прежний состав, Векслер хотел сохранить настрой, связавший певицу с группой в тот знаковый первый день. Он почувствовал, что будущий альбом обретает форму.
Одной из первых песен, записанных в Нью-Йорке, стала "Respect", написанная и исполненная Отисом Реддингом двумя годами ранее. Арета уже успела включить её в свой концертный репертуар, в корне изменив посыл композиции - в устах Отиса это была фанковая история о парне, требующем уважения от своей девушки, а Франклин превратила её в манифест сильной, уверенной в себе женщины. В новом варианте она не только изменила пол, но также разработала новые партии для бэк-вокалисток, в роли которых выступили её сестры Кэролайн и Эрма, а также Сисси Хьюстон, мать Уитни Хьюстон. А ещё Арета придумала особую ритм-секцию, построенную на заикающихся синкопах.
Помимо "Respect", "I've Never Loved A Man (The Way I Love You)" и "Do Right Woman, Do Right Man", для альбома было отобрано 8 композиций, в том числе четыре, написанные Аретой в соавторстве с супругом Тэдом Уайтом и сестрой Кэролайн, и две авторства Сэма Кука, одного из главных наставников артистки. В пластинку вошли пронзительно утонченная "Soul Serenade", грациозно плавная "Don't Let Me Lose This Dream", роковая "Save Me", танцевальная "Good Times". Но сердце записи скрывалось в номерах медленных и эмоциональных, таких как "Dr. Feelgood" и "Drown in My Own Tears", и кульминацией этого многообразия стала заглавная тема.
"Мы всё еще работали над альбомом в студии, когда вышла песня "I've Never Loved A Man (The Way I Love You)", и она стала популярной, как лесной пожар. У Векслера потрясающее чутье, - рассказывал Олдхэм. – Он передал запись паре друзей на радио, и те начали крутить её без остановки". Выпущенный через два месяца после самого альбома "Respect" выстрелил даже лучше, чем лид-сингл, мгновенно получив славу гимна независимых женщин, а то, что исполнила его темнокожая артистка, придало песне дополнительной искры. В последующие годы к песне добавился статус призыва к борьбе за гражданские права и даже символа феминизма.
Принимая во внимание сногсшибательный потенциал "Respect", они смело могли бы дать такое название всей пластинке, но и Арета, и Векслер остановились на более сложном "I've Never Loved A Man (The Way I Love You)". И оказались правы. Альбом вышел в один год с революционной классикой "Piper at the Gates of Dawn" Pink Floyd и "Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band" The Beatles, пополнив ряды замысловатых авторских произведений, важных не только с точки зрения материала и музыкального содержания, но и тем, кто за всем этим стоит. За "I've Never Loved A Man (The Way I Love You)" мир увидел женщину, известную как "Королева соула", и заслужившую это звание не с помощью умных маркетологов, а чистым талантом, кровью и потом, за что большой ей "respect".