10 лет альбому!
Lana Del Rey - Born to Die (2012)
Indie Pop (USA)
Слушать весь альбом: https://vk.cc/5Uf3ea
Старая, как мир, тема конфликтов поколений вряд ли имеет какое-либо решение, а фразы вроде "времена нынче совсем другие" сегодня следует воспринимать совершенно буквально. Верный способ увидеть эту разницу - сопоставить кумиров, которые даже в условиях сравнительно короткого промежутка из одного десятка лет меняются до неузнаваемости. Возьмём, к примеру, 00-е и 10-е. На пороге 21-го века тон задавала Бритни Спирс, и ее формула из карамельной наивности в сочетании с сексуальностью и вечным оптимизмом работала без осечек, а в конце декады продюсеры модифицировали её состав, добавив горьких нот, и так появилась Кэти Перри. С наступлением 10-х мир стал потихоньку уставать от сахарного глянца, и поп-культура, как зеркало, отразила потребность в переменах. Новое поколение требовало качественно новых идолов.
"Поколение снежинок" - популярное сленговое определение, которое часто применяется для описания зумеров, период взросления которых пришелся на 2010-е годы 21 века. Их характеризует хрупкая душевная организация, чрезмерная эмоциональность и повышенное чувство собственной уникальности. В 2012-м году в авангарде мейнстрима оказалась певица, которая как нельзя лучше соответствовала этой картинке, поэтому совсем не удивительно, что именно она стала главной поп-иконой целого десятилетия.
На момент выхода пластинки "Born to Die" 27 января 2012 г. Лане Дель Рей было 26 лет, и она была далеко не дебютанткой, потратив почти десять лет, чтобы пробиться на сцену. За это время, помимо реального имени, Лиззи Грант сменила несколько псевдонимов, в том числе May Jayler и Sparkle Jump Rope Queen, а также завела множество знакомств среди представителей нью-йоркского андеграунда. Игре на гитаре её обучил дядя, и после этого девушка поняла, что с помощью шести аккордов она может написать миллионы песен. Весной 2005-го, ещё во время учебы в колледже, она выпустила свой первый музыкальный мини-альбом, а через пять лет был готов полнометражный дебютный диск, который назывался "Lana Del Ray" в честь её очередного альтер-эго. Вдохновением для выбора нового имени послужили её кубинские друзья и голливудская дива из 50-х Лана Тернер. Вот из этого странного коктейля она, наконец, и вылепила новую себя.
Всё бы хорошо, но одноименный альбом, который вышел в январе 2010 г., уже к марту был изъят из продажи по вине отсутствия какой-либо поддержки лейбла. В ответ на эти действия через два месяца Лана покинула 5 Points Records и уехала в Лондон, где вместе со своим менеджером продолжила музыкальные изыскания.
Самое интересное началось год спустя, когда певица загрузила на YouTube два самодельных клипа на недавно написанные треки "Video Games" и "Blue Jeans". Их простой до примитива видеоряд включал кадры пения на веб-камеру, сменявшиеся ретро-картинками. Простота, искренность и неприглаженность подкупили аудиторию лучше любых спецэффектов и приёмов, и ролики стремительно стали вирусными, разойдясь по мировой паутине в мгновение ока, в итоге попав в поле зрения боссов Interscope. Таким образом, в июне 2011 г. Лана оказалась подписана на крупнейший рекорд-лейбл и начала работу над новой пластинкой.
Запись проходила под руководством сильного продюсерского коллектива, состоявшего из Джеффа Бхаскера ("Locked Out of Heaven" Бруно Марса), Эмиля Хейни ("Runaway" Канье Уэста), Эла Шукса ("Empire State of Mind" Jay-Z), а также Рика Ноуэлза, причастного к крупным хитам 90-х. Эта пестрая компания постаралась придать правильный звуковой окрас песням о разбитом сердце, мечтах и безответной любви, и результат удивил многих...
Пластинка "Born to Die" сочетает жанры альтернативный поп и барокко-поп с электроникой, а для усиления эффекта активно используются струнные инструменты. Такое слияние придаёт альбому кинематографический эффект, и отсылки к американской эстетике 50-60-х годов делают это ощущение почти осязаемым. Вокальная манера певицы отлично соответствует антуражу - эмоциональный трехоктавный контральто, переходящий от высоких нот к джазовым вариациям. На "Born to Die" Лана попробовала петь ниже и тише, чем в своих первых записях, чтобы как-то компенсировать предвзятое отношение к её голосовым данным, и это сработало на пользу проекту, добавив материалу уместного драматизма. Её хриплый "дымный" голос критики распробовали далеко не сразу и часто сравнивают с манерой Нэнси Синатры, Мэрилин Монро и Джулии Круз.
Как только не описывали стилистику "Born to Die". Использовались такие определения, как "квази-кабаре", "саундтрек-соул" и "голливудский садкор". Последний термин использовала сама Лана, и он даёт правильное представление о жанровой направленности материала. Артистка действительно вдохновлялась кинематографом, и некоторые песни имеют звучание, сходное со стилистикой музыки к Бондиане. Кроме того, в числе влияний Дель Рей упоминала фильмы Линча и Феллини, а также саундтрек к "Красоте по-американски".
Полноценное погружение в музыку Ланы Дель Рей невозможно без соответствующего визуального ряда, включающего, во-первых, образ певицы, построенный на симбиозе гламура голливудских див и Американы и, во-вторых, видеоклипах, снятых в поддержку альбома. Как ни странно, именно первые самодельные ролики певицы задали тон всему дальнейшему визуалу к "Born to Die", вылепленному из отсылок и цитат ретро-культуры. Всего в поддержку альбома было снято 7 видеоклипов, некоторые из которых, в том числе высокобюджетные "Born to Die" и "National Anthem", могли бы стать предметом гордости даже для Майкла Джексона. В своих эпичных короткометражках певица предстает в роли эдакой гангстерской версии Нэнси Синатры, и этот образ красной линией проходит через всю эру "Born to Die".
Промо пластинки началось с серии живых выступлений Дель Рей на телевидении, в том числе в MTV Push, Later... with Jools Hiolland и SNL, и параллельно в ротацию попали видеоклипы. Пресса восприняла артистку неоднозначно, подвергнув значительной критике её вокальные способности. Так, выступление в SNL в январе 2012 г., по мнению ведущего NBC, являлось худшим в истории телешоу. Отдельное внимание привлек спорный имидж исполнительницы – её упрекали в спекуляции на чужих образах с целью скрыть собственную несостоятельность и пустоту, называя Лану Дель Рей "поющим манекеном", персонажем выдуманным и искусственным.
Все эти разглагольствования в наше время вряд ли кого-то удивят, вот и публику такой ажиотаж лишь подогрел, сделав старт продаж "Born to Die" крайне впечатляющим. Альбом возглавил чарты 11 стран, в том числе Великобритании, а в США добрался до 2-го места, уступив "21" Адель. При этом, по итогам 2012 г. пластинка стала пятым мировым бестселлером с продажами 3,4 млн. копий, а к маю 2015-го в мире было продано 8,5 млн. дисков. Кроме того, согласно недавним оценкам, "Born to Die" стал одним из альбомов, ответственных за возрождение повальной моды на винил - он входит в десятку бестселлеров в США, являясь при этом единственным выходцем из прошлой декады.
За 10 лет только ленивый и отрезанный от любых источников информации (а в наше время это совершенно невозможно) не признал культовый статус "Born to Die". Альбом называют "чертежом нового звукового мира", женским эквивалентом гранжа, "звуковым сдвигом, изменившим поп-ландшафт" и просто самой влиятельной пластинкой 10-х. The Washington Post пошла ещё дальше и объявила саму Лану одной из пяти человек, которые сформировали культуру последнего десятилетия. Словом, от недооцененности певица и её большой дебют явно не пострадали. Справедливости ради отметим, что такие громкие фразы не так уж далеки от реальности. Лане Дель Рей в оригинальности действительно не откажешь. Затесавшись посреди прилизанного поп-контента, она подарила нам альтернативу, пусть и собранную с миру по нитке из влияний самых разных эпох и персонажей, и показала, что можно быть одновременно недосягаемой звездой и обычным человеком, непредсказуемым, со своими странностями и недостатками. Похоже, именно это и подкупило миллионы зумеров из "поколения снежинок", которые слепо скупали сначала "Born to Die", а потом и "Born to Die – Paradise Edition", лишь бы стать ближе к родственной душе.
Глядя на современный музыкальный ландшафт, где отпечатки творчества Дель Рей заметны в творчестве стольких исполнителей, былые нападки на её оригинальность кажутся полным абсурдом. Более того, она оказалась одной из немногих, кто выдержал проверку временем, и из подражательницы сама превратилась в ролевую модель. Правда, есть ощущение, что Лана не очень всё это осознаёт, выдавая местами противоречивые продукты и пускаясь в не всегда удачные самоповторы, но так ли это важно? Если на твоём счету самый культовый альбом десятилетия, тебе дозволено всё.